При выборе ризографа, как впрочем, и при выборе любой другой значимой покупки мы бы рекомендовали руководствоваться принципом целесообразной достаточности. Линейка предлагаемой техники по ризографам ( они же дубликаторы, они же дупликаторы ) достаточно широка , и диапазон цен колеблется тоже в достаточно широких пределах.
Поэтому, на наш взгляд, надо найти компромиссное решение между двумя дилеммами :
- с одной стороны «протягивать ножки по одежке» и не стремиться приобрести самую совершенную из всех моделей, не смотря на то ,что для использования всех ее функциональных возможностей нет потребностей;
- с другой - приобретаемый Вами ризограф не самая дешевая в Вашей жизни покупка, и Вы наверняка хотели бы, чтобы он верой и правдой служил Вам долгие годы , приносил прибыль , для которой он и покупается (или экономил средства, что, в принципе, одно и то же — ибо ... «сэкономил — значит заработал ! ») А поэтому, в противовес первому постулату нужно ставить следующие тезисы :
- не всегда самая низкая стоимость и приличное качество добрососедствуют в одном товаре;
- нельзя покупать ризограф, учитывая потребности только сегодняшнего дня, без учета дальнейшего его перспективного использования и стоимости его дальнейшей эксплуатации. Понятно что мало кто из нас обладает даром провидения, однако нужно помнить , что срок службы ризографа исчисляется годами, и не лишним будет подумать о возможном расширении его функциональных задач в дальнейшем.
Вам нужно сопоставить бюджет, который Вы согласны использовать на приобретение ризографа с теми задачами , которые он призван, будет решать.
Все это задачи не из легких, и выбор будет не прост, особенно, если человек расстается с собственными деньгами. Ну, это все общие слова, а теперь - перейдем к конкретным рекомендациям .
Так все-таки новый или «прошедший обкатку» ?
Прежде всего, Вы должны решить какой ризограф Вам целесообразней покупать новый или тот который побывал в эксплуатации.
Без всякого сомнения, если Вы не очень стеснены в деньгах то ощущение «первого хозяина» плюс полная гарантия (а это не менее 500 тыс. копий, но не более 6 месяцев эксплуатации) дает Вам достаточную уверенность в том, что при соблюдении правил эксплуатации достаточно длительный период Вы будете лишены всяческих проблем, спокойно отрабатывая вложенные деньги. При покупке к Вам приезжает сервисный инженер, инсталлирует ризограф, проводит первоначальное обучение с персоналом, обслуживающим аппарат, совместно делает пробные тиражи и заполняет талон на гарантийное обслуживание.
Также необходимо понимать то, что раскошеливаясь на новый ризограф, Вы получаете максимально новые технические решения и самую передовую технологию, которую в состоянии предложить Вам производитель в данном ценовом диапазоне. А выпуск новых моделей случается совсем даже не часто, и, купив новую модель ризографа можно быть уверенным в том, что пару-тройку лет «круче» Вашей машины (в данной ценовой категории, конечно) точно не будет.
Не стоит исключать из рассмотрения вариант покупки техники, которая ранее эксплуатировалась , и не спешите с выводами типа : « не буду покупать б/у-шку — это все равно, что покупать кота в мешке! ». Давайте не будем горячиться, а попробуем подойти к вопросу максимально прагматично и рассмотреть все «за» и «против».
Во-первых, сразу согласимся с тем, что покупая не новую технику Вы не получаете совместно с покупкой права на поддержание полной гарантии. Более того сейчас, что греха таить, на рынке появляются предложения по ризографам , у которых показания на счетчиках имеют мало что общего со степенью изношенности их основных узлов. Выявить такое несоответствие в состоянии мало-мальски опытный инженер по обслуживанию ризографов.
В связи с этим необходимо рассмотреть, каким образом у нас появились предложения по ризографам, у которых «пробег» составляет от 2 до17% от общего ресурса , а стоимость не превышает 20-50 процентов от стоимости нового ризографа. Дело в том, что ризографы Riso, которые предлагает наше предприятие ранее эксплуатировались в странах Западной Европы. В этих странах , вследствие дороговизны работ по сервисному обслуживанию , практикуется система, при которой потребитель покупает не ризограф, а услугу по тиражированию документов ( так называемая «ризография»). В соответствии с таким контрактом фирма-поставщик не только продает ризограф , но и обеспечивает покупателя оригинальными расходными материалами необходимыми для бесперебойной его эксплуатации и организовывает квалифицированное сервисное и техническое обслуживание. Через два-три года , по условиям таких договоров , все ризографы независимо от технического состояния снимаются с эксплуатации , и заменяются новыми.
К вопросу о выборе технических параметров Вашего ризографа
- Максимальный формат печати ризографа
Или , если короче, формат ризографа определяется максимальным форматом запечатки листа, которую возможно произвести на данной модели ризографа. В модельной линейке ризографов RISO есть модели с форматами печати А4, B4 и A3.
Если Вы уверены в том, что будете печатать полиграфическую продукцию только А4 формата, то имеет смысл ориентироваться именно на такие бюджетные модели данного формата, не переплачивать лишних денег за аппарат большого формата. Для тех , у кого такой уверенности нет, предлагаем подумать над тем , что по статистике ризографы формата А3 тиражируют около 35-40 % от общего объема А3 форматом .
- Разрешающая способность и тип сканера
Разрешающая способность сканера влияет на качество цифрового аналога , с которого изготовляется затем матрица (мастер-пленка), а , в дальнейшем , и на качество готового печатного оттиска. Чем более высок этот показатель , тем более точно копия будет соответствовать мельчайшим деталям на оригинале. Разрешение сканера определяется количеством точек на дюйм по горизонтали и по вертикали (dpi ).
Самые простые ризографы KS 500 и KS 800 имеют разрешение сканера 300х200 dpi и предназначены для печати текстовых бланков и листовок.
Такие бюджетные ризографы серии TR и CR (снятые с производства) , а также ризографы CZ (новая серия) с разрешением 300х300 dpi предназначались для печати текстовых материалов с небольшим количеством фотографий , которые передаются ими с приличным качеством.
Достаточно популярными несколько лет назад были модели ризографов с разрешающей способностью сканера 300х400 dpi ( такие как GR 3710 , RN 2000 ) , ну и «хиты продаж» ризографы с разрешением 400х400 dpi - серии FR , GR и RP . Модели всех этих серий лихо справляются с задачей качественного тиражирования, как текстовых макетов , так и макетов содержащих фото.
Все ризографы серии RZ (серия, еще совсем недавно продаваемая как новая) и EZ (пришедшая на смену RZ) обладают разрешением 300х600 dpi — что вполне достаточно для получения качественных оттисков, содержащих текстовую и графическую информацию (фотографии и полутоновые изображения)
И наконец , самые совершенные , на сегодняшний день, аппараты RISO - модели RZ 970 и RZ 977 с разрешением 600х600 dpi обеспечивают максимально возможное качество при печати сложных макетов . И , конечно , только самыми теплыми словами можно вспомнить предшественников указанных моделей GR 3770 , RP 3700 и RP 3790.
Теперь коротенько о типе сканера .
Существует два вида сканеров в ризографах: планшетный и протяжной . В протяжном сканере сканирующее устройство неподвижно , а сам сканируемый оригинал протягивается вдоль него, от чего возможны небольшие искажения при сканировании. Ризографы с протяжным сканером - KS 800, CZ 100 и CZ 180 (это все новые модели) и модели TR 1510 и CR 1610 (модели снятые с производства) относятся к категории бюджетных моделей и используются в основном для печати несложных текстовых макетов.
В планшетном сканере все наоборот - оригинал остается неподвижным , а сканирующее устройство двигается. При таком типе сканирования изображение на оттиске получается гораздо лучшего качества. Кроме этого, планшетный сканер позволяет в качестве макета использовать развороты книги (при работе с протяжным сканером это невозможно).
- Допустимые форматы оригиналов для сканирования
Этот параметр определяет минимальный и максимальный формат оригинал-макета при котором сканирование будет проходить в соответствии со всеми требованиями качества. Все ризографы RISO серий CZ, EZ (новые серии) и RZ (их предшественники) обладают сканерами формата А3 , это позволяет даже на ризографах с форматом печати А4 сканировать оригиналы формата А3 , а затем уменьшать их до нужного формата с помощью функций плавного (или ступенчатого) масштабирования и печатать.
- Возможность подключения к ризографу компьютера
Изготовление матрицы (мастер-пленки) непосредственно с оригинала, изготовленного в электронном виде, конечно, существенно повышает качество печатной продукции, позволяя тем самым избежать потерь информации и исключить какие-либо искажения при сканировании (оцифровке) оригинала выведенного на бумагу. Кроме этого, наличие возможности управлять процессами печати непосредственно с компьютера сэкономит Ваше время и силы, особенно при печати множества различных тиражей с разнообразных оригиналов.
Для того чтобы работать на ризографе , не оснащенном интерфейсом , с компьютера , необходимо установить на него специально встраиваемую плату (компьютерный интерфейс )
В современных моделях EZ 570, MZ 770, RZ 570 , RZ 970 и RZ 977 компьютерный интерфейс уже установлен и входит в стандартную комплектацию ризографов , также он входил в базовую комплектацию всех моделей серии RP.
- Размер и плотность бумаги для печати на ризографе
Следует отличать формат печати (максимальная площадь запечатываемой поверхности - А4, B4 и А3) от максимального размера бумаги (максимальный физический размер бумаги, который ризограф в состоянии пропускать через свой узел печати). Все современные модели ризографов RISO могут работать с бумагами достаточно большого формата (порой они существенно превышают соответствующую им площадь запечатки) - для ризографов KS 800 и KS 500 , а также для CZ 100 максимальный формат бумаги - 257х364 мм, для ризографов серий RZ и MZ - 297x432 мм , для всех моделей серии EZ - 310x432 мм.
Бумаги , с которыми могут работать ризографы значительно различаются у разных моделей Riso. В целом , обобщая ,можно сказать , что более простым из них доступен диапазон от 46 до 157 г/кв.м , а все более «старшие» модели могут работать с бумагами более широкого диапазона плотности - от 46 до 210 г/кв.м. Начиная с модельного ряда серии RZ и EZ, в случае необходимости печатать на еще более плотной бумаге (картоне), ризограф возможно доукомплектовать специальным устройством , позволяющим печатать на бумагах плотностью до 400 г/кв.м
- Возможность включения ризографа в локальную компьютерную сеть
Функция , откровенно говоря , получившая у нас слабое распространение , однако для того чтобы иметь возможность использовать свой ризограф как сетевой принтер с возможностью его дальнейшей коллективной эксплуатации , как опция , дополнительно к компьютерному интерфейсу может также быть установлена сетевая карта (в таких моделях , как RZ 970 и RZ 977 она также уже входит в базовую комплектацию).
- Возможность печати на ризографе дополнительными цветами
Все ризографы Riso (кроме самых простеньких , у которых не вынимается цилиндр , - модели KS 500 и KS 800) позволяют последовательно печатать несколькими цветами. Для этого, как дополнительный аксессуар , необходимо приобрести подходящий для каждой конкретной модели ризографа сменный раскатный барабан (цилиндр) - отдельный для каждого дополнительного цвета и окрасить его в соответствующую краску. Только один ризограф - модель MZ 770 из современной модельной линейки Riso способен печатать двумя цветами за один прогон. Такими же уникальными свойствами обладала и предыдущая версия V 8000.