Себестоимость печати на ризографе  можно условно разделить на три составляющих:           

       Первую из них  составляют  затраты, идущие на изготовление матрицы  (мастер-пленки). Эти расходы определяются стоимостью отрезка мастер-пленки , необходимого для изготовления матрицы , а также стоимостью краски необходимой для первоначального прокрашивания  этой матрицы. Этот вид затрат является условно фиксированным и зависит от типа ризографа и стоимости расходных материалов. Как показал эксперимент, проведенный на нашем предприятии , вес краски необходимый для пропитки указанного отрезка мастер-пленки составляет , в среднем , около 4,6 грамма для формата А4 ,    и около 9-ти граммов для формата А3.Количество кадров в рулоне мастер-пленки , как правило , приводится производителем.

         

Второй  составляющей себестоимости тиража является стоимость краски , которая непосредственно остается на бумаге при печати. С этим компонентом затрат дело обстоит несколько сложнее, он зависит от множества факторов , таких как :

- заполняемость макета (одно дело , когда Вам необходимо выполнить тираж фирменного бланка или какой-либо «пустографки» , и совсем другое — когда на Вашем макете имеется увесистая темная плашка и (или) пару насыщенных фотографий)

- качество расходных материалов , на которых работает Ваш ризограф (помимо того , что использование оригинальных расходных материалов  производства RISO (Kagaku) дает неоспоримо лучшее качество печати, это предполагает еще и снижение расхода краски , из-за более густой ее консистенции , в среднем на 15-20%)

- степень прижима резинового вала к раскатному цилиндру и скорость печати (эти два фактора , которые задаются оператором) в существенной степени могут повлиять на количество краски, оставляемое на бумаге при печати. Чем выше скорость печати   — тем меньше время  контакта мастер-пленки с бумагой , а значит , и меньше объем краски выдавливаемый через отверстия в ней. Чем  больше прижим  резинового прижимного вала к печатному цилиндру — тем больше расход краски оставляемой на бумаге. Варьируя этими установками , опытный оператор может достичь существенной экономии второй составляющей себестоимости (при выполнении условия «неухудшения» качества оттисков).

- поглощающие свойства бумаги (так называемые «рыхлые» типы бумаг , такие как газетная , некоторые писчие , или низкокачественные бумаги для копировально-множительных работ с неравномерной структурой , а также бумаги с повышенной шероховатостью , способны при контакте с мастер-пленкой выполнять роль промакашки и поглощать большее количество краски)

- даже температура в помещении , где располагается ризограф способна повлиять на расход краски (чем выше температура — тем более жидкой становится краска , тем выше ее расход)

    К  этому перечню можно было бы добавить и другие факторы , менее существенные , но как нам кажется , и этих вполне достаточно , чтобы понять , что установление  расхода краски ,  который непосредственно остается на бумаге при печати задача многофакторная и достаточно трудновыполнимая.

Гораздо более продуктивным для целей практического расчета себестоимости печати на ризографе использовать опыт многолетней эксплуатации ризографов в копировальных центрах нашего предприятия и  результаты прямых экспериментов проведенных нами , и принять следующие отправные моменты как расчетные:

-средний тираж, выполняемый на ризографе , который работает в предназначенном для него режиме составляет 350 экземпляров (этот показатель легко определяется делением показателя счетчика количества произведенных копий на  показатель счетчика количества произведенных мастеров).Ваш индивидуальный показатель может несколько отличаться от приведенного нами в силу специфичности  Вашего использования ризографа.  Соответственно он  легко может быть изменен Вами спустя некоторое время после достижения определенного объема наработок.

-усредненный расход с одной тубы краски объемом 1000 ml при усредненном тираже ( 350 экземпляров ) составляет 22000 копий формата А4 , и имеет свойство уменьшаться до17000 копий при сокращении тиражей до 50-100 экземпляров , и соответственно увеличиваться до36000 копий и более при возрастании средних объемов тиражей до 2000 и более.

       Третьей составляющей являются затраты по амортизации и  эксплуатационные расходы. В себестоимость  каждой  произведенной ризографом копии непременно должна быть  включена и амортизационная составляющая.  Тут все зависит от того , какой срок службы принимать для расчетов. У нашего предприятия на обслуживании находятся ризографы , у которых «обнулился счетчик » уже по пятому кругу , а это значит , что они перешагнули рубеж в 50 млн. копий . На Украине  в сети официальных дилеров RISO , было принято говорить о ресурсе в 5 млн. копий до капитального ремонта , в России этот показатель принимался несколько более высоким — 8 млн. оттисков .  Без сомнения , он в существенной степени определяется качеством применяемых расходных материалов , регулярностью проведения регламентных работ и  своевременностью сервисного обслуживания. На наш взгляд , более целесообразно говорить о ресурсе до капитального ремонта до 5 млн. копий. Каждый из субъектов хозяйствования должен самостоятельно принять решение о том , когда эксплуатационные расходы становятся слишком высоки, при этом нельзя упускать из виду и факт морального старения техники.