Ризография , как метод , блестяще объединяет в себе достижения современной цифровой печати ( высокое качество сканирования, обработки и передачи данных ) — с преимуществами традиционной трафаретной печати ( высокой производительностью, экономичностью и надежностью). При этом , простота работы на ризографе , отсутствие необходимости использования высококвалифицированного ,специально подготовленного персонала и другие преимущества , перечисленные ниже ,определяют высокую популярность этого метода тиражирования как среди профессионалов ,так и среди тех , кто только начинает заниматься полиграфией.
- Высокая производительность.
Скорость печати — от 60 до 130 копий в минуту. За одну рабочую смену один ризограф способен напечатать более 50 тысяч копий.
- Оперативность
Ризограф не требует времени на разогрев и готов к работе сразу после включения. Изготовление матрицы (мастер-пленки) , по сути это и есть предпечатная подготовка , производится автоматически и занимает от 17 (для формата А4) до 22 секунд (для формата А3)
- Экономичность печати
При печати на ризографе значительную часть себестоимости тиража составляют затраты , идущие на изготовление матрицы (мастер-пленки). Эти расходы определяются стоимостью отрезка мастер-пленки , необходимого для изготовления матрицы , а также стоимостью краски необходимой для первоначального прокрашивания этой матрицы. Этот вид затрат является условно фиксированным и зависит от типа ризографа и стоимости расходных материалов. Другой составляющей себестоимости тиража является стоимость краски , которая непосредственно остается на бумаге при печати. Очевидно, что с увеличением тиража себестоимость одной копии будет уменьшаться , поскольку условно фиксированная составляющая раскладывается на большее количество экземпляров.
- Высокое качество изображения
Разрешающая способность ризографа при сканировании и печати — до 600 точек на дюйм. Современный ризограф способен обеспечить несколько режимов копирования: текстовый (16 полутонов для тиражирования текстов, графиков, диаграмм и т. д.), фоторежим (256 полутонов для тиражирования фотографий и рисунков), а также растровый режим.
- Простота работы.
Работать на ризографе не сложнее, чем на копире. Это позволяет легко и оперативно, не прибегая к услугам высококвалифицированного , специально подготовленного персонала напечатать практически типографские тиражи буклетов , листовок, прайс-листов и другой печатной продукции как для собственных нужд ,так и под заказ , выступая при этом в роли исполнителя.
- Экологическая чистота и отсутствие каких-либо специальных требований к помещению
Ризографы при всей своей функциональности и масштабности выполняемых задач относится к разряду офисной техники. А это значит , что при работе они не выделяют никаких вредных веществ и являются абсолютно безвредными для человека и окружающей среды. Расходные материалы для ризографии изготовлены из натуральных, экологически чистых продуктов. Ризографы не нагреваются и не выделяют при работе никаких летучих и вредных соединений (как в случае с офсетной печатью и копирами) , а значит , не требуют устройства дополнительной системы вытяжки и вентиляции. Ризографы не требуют мощного элекроввода на 380В , и занимают в рабочем состоянии место не больше одного квадратного метра.
- Низкое энергопотребление
В режиме печати энергопотребление ризграфа составляет около 350-450 Вт
Теперь для того ,чтобы быть до конца последовательным поговорим о слабых сторонах ризографа.
Во-первых , это неспособность этой технологии работать с мелованными бумагами и бумагами имеющими слишком «скользкую» поверхность. Это объясняется двумя факторами :
1-ризография предполагает подачу бумаги фрикционным методом (т.е. Посредством резиновых зубчатых роликов и отделительной пластины) , а мелованная бумага имеет для такого способа подачи недостаточную шероховатость;
2-краски используемые на ризографах выполнены на водной основе , а это не позволяет им высохнуть (впитаться в поверхность бумаги) до того момента , когда в приемный лоток не упадет следующий отпечатанный лист.
Во-вторых , на ризографе не получиться добиться полноцветного изображения , даже если Вы располагаете полным триадным набором красящих цилиндров. Объяснения этому неудобству те же , что и в предыдущем случае. Даже идеально отрегулированный ризограф имеет биение при попытке совмещения цветов 1-1,5 мм (таковы технические возможности подачи бумаги на ризографе). Краски для цветной печати имеют ярко выраженные кроющие свойства , а это исключает при их наложении с неполными заливками получить качественные промежуточные цвета и мягкие полутона.
На все это , производитель вполне резонно может парировать: «Ризография — это технология для офисного тиражирования . Она никогда не ставила себе в задачу вступать в прямую конкуренцию с офсетными и чисто цифровыми способами печати , а значит - не рассчитана на полноцветную печать ни на мелованных , и ни на каких-либо других видах бумаг. А мы и не собираемся спорить с этим , а все-таки , если бы на ризографе можно было бы напечатать полноцветную обложку для брошюры - это было бы здорово !